Войти в свою колею: неизвестная история создания тракторного производства на Ростсельмаш
RSM 2375 — полноприводный сельскохозяйственный универсальный трактор с шарнирно-сочлененной рамой. Одна из самых популярных моделей на просторах России и СНГ, сделанная на Ростсельмаш. Именно сделанная, а не собранная, как можно было сказать еще три года назад. Между появлением этого изначально канадского трактора в России и налаживанием его полноценного выпуска из российских комплектующих всего несколько лет, за которые создана компонентная база мирового уровня.
Компания Ростсельмаш, которая входит в холдинг «Новое содружество», в 1999 году представляла собой лишь тень былого величия. Производство, рассчитанное на выпуск нескольких десятков тысяч комбайнов, фактически простаивало. Было очевидно, что оно нуждается не только в модернизации и постановке на конвейер новых моделей (что в итоге, кстати, и было сделано), но и в поиске новых путей развития. Одним из таких путей виделось создание полноценного предприятия-фуллайнера, способного выпускать всю необходимую для аграриев технику. Для этого необходимо было создавать тракторное производство.
Строить новое производство и создавать новые модели с нуля, да еще и при наличии конкурентов, было нецелесообразным. В середине 2000-х годов проще было купить готовое производство. Свой выбор «Новое содружество» остановило на канадском производителе Buhler Industries Inc, выпускавшем трактора под брендов VERSATILE в диапазоне от 190 до 620 л.с. Они поставлялись в Россию и СНГ еще с конца 80-х годов и были хорошо известны. В 2007 году «Новое Содружество» приобрел Buhler Industries за $140 млн.
Одним из бестселлеров VERSATILE по праву считается 2375. Неприхотливая рабочая лошадка, простая в эксплуатации — как раз то, что было нужно для фермерских хозяйств России. Понятная трассировка рабочих систем, включая электрику, минимум электроники, открытая конструкция рамы, внешние бортовые редукторы, удобный доступ к обслуживаемым агрегатам и узлам. Исследования рынка, проведенные маркетологами Ростсельмаш подтвердили — производить надо именно ее.
В 2009 году «отверточная» сборка VERSATILE 2375 была налажена в одном из цехов предприятия в Ростове-на-Дону. Объем операций, проводимых при сборке машины на предприятии, составлял всего 10%. Уже тогда возникли планы повышения уровня локализации, так как поставка машинокомплектов из-за океана была дорогой затеей.
Планы по переносу производства начали воплощаться в жизнь в 2015 году на волне валютного кризиса, разразившегося в России на фоне снижения мировых цен на нефть и введенных санкций. Вследствие кризиса резко снизился курс рубля по отношению к иностранным валютам. Это напрямую отразилось на росте стоимости канадских машинокомплектов. В этот же период правительство России решило усилить поддержку сельского хозяйства — как за счет субсидий сельхозтоваропроизводителям, так и за счет различных льготных программ по линии Росагролизинга. Стало очевидно, что производство необходимо организовать производство в России.
Новый дом трактора из Виннипега
Техническое задание по созданию конструкторской документации на новый российский трактор легла на конструкторское бюро предприятия. «Тракторное» направление было усилено новыми кадрами, перед которыми поставили новую задачу — просчитать перенос производства трактора с применением отечественных комплектующих, которые по качеству не уступали бы оригинальным. Также предстояло доработать конструкцию модели с учетом предстоящего опционального насыщения под нужды отечественного потребителя и требования российского рынка. С этой задачей бюро справилось, несмотря на ряд особенностей.
Например, при сборки была учтена разная система мер. В России, как известно, она метрическая, а в Канаде используется американская (дюймовая). Проведенные сравнения прочностных характеристик различных видов стали позволили выбрать оптимальную марку, не уступающую по качеству оригинальной.
Также были проработаны различные опциональные нововведения, позволяющую адаптировать модель 2375 к российским условиям. Например, была разработана опциональная рамка быстрой сцепки, которая значительно упростила работу с навесным оборудованием, доступном на российском рынке.
Отдельная задача — привлечение персонала под новое производство. Была выделена небольшая группа людей на самом Ростсельмаш, которая прошла стажировку на заводе в Виннипеге. Набирали людей, имевших опыт работы на других крупных машиностроительных предприятиях. Новых сотрудников в буквальном смысле, приглашали со всех концов страны. Сейчас на тракторном производстве занят преимущественно молодой коллектив (средний возраст 26-28 лет). За одну смену сотрудники цеха собирают 5-6 машин. Всего в производстве тракторов задействовано свыше 180 человек.
Новая производство — новое пространство
Сборочный корпус тракторного производства площадью 6 тыс. кв. м — это сердце тракторного производства Ростсельмаш. Под него на предприятии также создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков.
Где это возможно, некоторые узлы и детали трактора унифицировали с комбайновыми. Это главным образом касается метизов, а также рукавов системы гидравлики и колес.
Сейчас на предприятии осуществляется сборка, сварка и покраска несущей рамы, а также производство мостов, сборка и окраска элементов экстерьера, производство кабины (включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску). Монтаж и покраска моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства. Монтаж системы электрооборудования, сборка и монтаж гидрооборудования.
С 2016 года для трактора RSM 2375 было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по производству в России еще 54 направлений компонентов. Географию поставок наиболее крупных деталей иллюстрирует плакат, который сегодня висит в тракторном цехе. На нем изображена карта страны с городами, где производят детали для трактора. Это в общей сложности 14 городов. На предприятиях производят от радиаторов, до пластиковых деталей интерьера.
На самом Ростсельмаш локализация началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Раскройку металла для кабины и рамы наладили на смежном предприятии — Ростовском прессово-раскройном заводе (входит в ГК Ростсельмаш).
Для внедрения новых опций была создана своя программа развития. Речь, например, идет о пневмокомпрессоре, пневмотормозах прицепа, улучшении гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрении собственной системы дистанционного мониторинга Agrotronic. В 2018 году была создана и новая модель этой же серии (RSM 2400), обладающая большей производительностью и мощностью двигателя.
Непростой задачей была и локализация компонентов гидравлических систем и деталей сложной механической обработки. Это одно из слабых место российской компонентой базы. В их числе корпусное литье мостов, производство валов и шестерней. В целом их производство наладили на Ростсельмаш, а частично — на других предприятиях по всей России. После металла перешли к закупке российских пластиковых деталей интерьера и экстерьера, установке системы гидравлики, затем электрики. Потом подошла очередь и производства собственных стекол.
Сегодня степень локализации трактора «Ростсельмаш 2375» составляет свыше 70%. что переход на узлы и агрегаты отечественного производства уже позволил снизить стоимость готовой машины на 20-30%. Трактор RSM 2375 считается одним из редких примеров оптимального соотношения производительности и стоимости. Это означает, что в России производится большая часть компонентной базы этой сложной техники. Оставшиеся проценты отведены под двигатель и коробку передач (трансмиссию) иностранного производства.
Что касается дальнейших планов, то как раз этой осенью Ростсельмаш запускает производство коробки (трансмиссии), которой будет комплектоваться RSM 2375. Полностью завершить процесс локализации коробки планируется к 2021 году. На этом производстве дополнительно будет создано 50 рабочих мест. До недавнего времени Okubo Gear поставляла на Ростсельмаш около 700 трансмиссий в год. Очевидный эффект от этого проекта – снижение стоимости продукции, загрузка мощностей предприятия и дальнейшее углубление локализации, позволяющее развивать отечественную компонентную базу.