5 декабря 2019

Ценный груз: тонкости выбора зерновоза

Ценный груз: тонкости выбора зерновоза

Текст: Ю. Белопухова, канд. биол. наук, агроном

Во время уборочной кампании сельхозпроизводитель может столкнуться с различными проблемами, например с очередью на элеваторный терминал, отсутствием свободных машин и перевозчиков, штрафными санкциями при перевесе и прочим. Минимизировать проблемы и издержки при транспортировке продукции позволит приобретение подходящего зерновоза.

Выбор техники для перевозки зерна, семечки подсолнечника, семян рапса или жмыха, а также шротов обуславливают различные факторы — прежде всего, общее количество груза в пиковый период. Помимо этого решение зависит от того, только свою продукцию и исключительно ли собственными силами планирует транспортировать сельхозпроизводитель, а также от разновидностей приемочных пунктов.

ПОНЯТЬ И КУПИТЬ

До недавнего времени многие крупные агрохолдинги предпочитали пользоваться услугами специализированных компаний, чтобы не заниматься обслуживанием и эксплуатацией грузовой техники, которая большую часть года простаивает, и держать свой штат водителей. Однако в последнее время расценки на перевозку зерна существенно растут — в прошлом году стоимость доходила до 3,5 тыс. рублей за тонно-километр, а также обостряется конкуренция за транспортные средства. В таких условиях крупные зерновые хозяйства приобретают собственные грузовозы. Конечно, на время уборочной кампании машину можно арендовать, но подобные затраты окупятся только в том случае, если техника окажется исправной, или в регионе присутствует достаточное количество подходящих сервисных автомастерских. Еще одна причина покупки собственного зерновоза все большим числом предприятий — деятельность аферистов и мошенников, пользующихся тем, что во время уборки урожая перевозчиков не хватает. Они по чужим документам либо берут предоплату, а потом исчезают, отключив телефоны, либо сбывают груз другим фирмам и также пропадают.

Наличие собственного зерновоза у небольшого или среднего хозяйства тоже предоставляет определенные преимущества: компания может транспортировать собственную продукцию и помочь с этим соседним предприятиям, а при открытии деятельности «оптовая торговля зерном, перекупка» — получить дополнительный заработок. Так, при условии найма надежного водителя вложения в размере 2,5 млн рублей окупятся за 2–3 сезона. Если зерновоз будет делать лишь 130 рейсов в период уборочной кампании, а остальное время стоять в гараже, то все инвестиции в машину вернутся через 6–8 лет. Следует отметить, что собственная техника нужна, в том числе, для перевозки зерна не навалом, а в специальных биг-бэгах с нижнеклапанной разгрузкой, именуемых мешками либо «хомяками», поскольку такой способ занимает больше времени на затаривание и транспортировку из-за сниженной маневренности.

Для верного выбора модели зерновоза нужно проанализировать соответствующий рынок — сравнить расценки у разных перевозчиков, оценить объем работы всей компании в целом и во время пиковой нагрузки, а также параметры рентабельности техники. Например, по мнению опытных экспедиторов, машины МАЗ с трехосным прицепом выгодно использовать при транспортировке не менее 55 т груза. В то же время сами водители считают, что такие составы часто создают аварийную обстановку.

ЗЕРНОВОЙ САМОСВАЛ

Для перевозки легких, но объемных зерна, семян подсолнечника и рапса, шрота или сыпучих комбикормов обычно используются машины, представленные тремя типами моделей: грузовики-самосвалы, полуприцепы и автопоезда. Первая разновидность состоит из тягача с колесной формулой 4×4 либо 6×4 российского или иностранного производства — КамАЗ, МАЗ, Man, Scania, Isuzu и других, а также из грузового модуля — бункера или бортовой платформы, которые могут быть постоянными или в виде полуприцепа.

1 Наиболее распространенные на российском рынке модели зерновозов- самосвалов.png

Окупаемость и рентабельность подобной техники зависят не только от ее грузоподъемности, но и от мощности двигателя, составляющей обычно 300–400 л. с., его типа — дизель, Евро 3, Евро 4 или Евро 5, расхода топлива и ГСМ конкретной модели, возможности перевозок в течение всего года и других видов продукции, например паллет. Также стоит обратить внимание на металл, из которого изготовлен кузов, — алюминий или сталь, степень износа обшивки грузового модуля — оцинковка, двойная покраска, специальное коррозионностойкое покрытие или иное. При относительно одинаковых характеристиках следует учитывать усиление кузова, которое может выполняться из трехслойной либо каркасной стальной рамы, мостов и подвески, марку шин, максимальную скорость при нагрузке, объем топливного бака, ведь чем он больше, тем реже нужно тратить время на заправки. Важными критериями при выборе грузовика-самосвала являются параметры тормозной системы — барабанный тип, считающийся бюджетным, дисковой, способный быстрее останавливать движение машины, но оказывающийся более дорогим, или комбинированный. Помимо этого стоит обращать внимание на эргономичность управления техникой, в том числе автоматический контроль над закрытием задвижек бортов с помощью гидроцилиндров из кабины, наличие ABS, МКБ, МОБ, просторной кабины, спального места, кондиционера и других опций, делающих работу комфортнее и легче. На выбор зерновоза также могут повлиять рельеф полей в хозяйстве, ведь в холмистой местности нужны более мощные машины, и даже климат. Так, сельхозпроизводители из Приволжского ФО рассказали, что штатные двигатели для КамАЗа 740.11 и 740.31, у которых расход дизельного топлива при нагрузке 35 т составляет около 40 л/км, уступают по силе тяги более простым и надежным моторам ЯМЗ. Из доступных зерновозов-самосвалов наибольшее количество груза, то есть до 35 т, без превышения предельно допустимых значений нагрузки на ось пока могут перевозить не многие машины, например китайский агрегат FAW CA3250P64K1T1E4 с рессорной подвеской.

ВЫГОДЫ МОДУЛЯ

Стоимость зерновозов не старше 2017 года выпуска варьирует в пределах 3,5–8 млн рублей. Данная сумма даже при условии лизинга и льготного кредита для многих аграриев является неподъемной, поэтому при наличии на предприятии тягача целесообразней приобретать не машину целиком, а лишь полуприцеп — зерновоз, изотермический фургон, закрытый кузов для перевозки паллет и прочее. Такой сменный модуль оказывается дешевле нового автомобиля на 60–70%, расширяет сферу деятельности, позволяет полностью загрузить работой технику в течение года, то есть создает одно полноценное рабочее место для водителя и почти вдвое увеличивает доход. При этом экономятся деньги на техосмотр, ведь модуль не является транспортным средством, страховой полис, налог и оплату по системе «Платон».

2. Часто используемые для перевозки зерна полуприцепы, одобренные Евразийским таможенным союзом (EAC).png

Прежде всего, купленный зерновоз должен подходить к весовой и разгрузочно-погрузочной площадкам. Поэтому такие модули производятся разной конструкции и с неодинаковым типом разгрузки: бортовым — КамАЗ, Maral, Alim Kardesler 60 и прочие; с полукруглым кузовом и задней системой выгрузки — Wielton, Grunwald, Schmitz; в виде цистерны — SF3U41 для бестарной перевозки сыпучей продукции, например зерновых культур, муки, отрубей и гранулированных комбикормов. У бортовых модулей стенки кузова могут быть цельными либо состоять из верхней и нижней частей. При этом передний, верхний задний и боковые борта, как правило, стационарные, жестко закрепленные к стойкам платформы, а нижние — откидные, с верхней навеской. Также сельхозпроизводителям доступны несколько бортовых моделей для сыпучих продуктов, например тракторный прицеп САВ 83431-0000080-20 с двигающимся передним бортом и горизонтальной системой выгрузки, удобной при ограничении высоты приемного отделения. При равных характеристиках более надежными считаются модели, у которых подвижные части плотно прилегают друг к другу и хорошо закрываются. Отдельно стоит обратить внимание на качество и легкость крепления укрытия, защищающего зерно и семена от ливней и выдувания ветром. Оно может быть выполнено в виде прямого полога с люверсами, причем в этом случае его обычно крепят вручную, тента, усиленного армированием, с механической или автоматической системой сматывания и разматывания либо устройства в виде купола для работы под навесом. Для южных регионов желательно, чтобы укрытие было жаропрочным.

СОБИРАЕМ АВТОПОЕЗД

Нередко сельхозпроизводителям требуется отправить крупные партии зерна или другой продукции. Однако при нагрузке в 50 т даже надежная и мощная отечественная модель с относительно небольшим расходом топлива КамАЗ 65117 не сдвинется с места. Более того, 40 т данная техника может потянуть, однако такая перевозка может закончиться поломкой, причем машина будет еле двигаться и блокировать транспортный поток. При подобных нагрузках лучше использовать зерновозы-автопоезда с мощным двигателем, которые могут перемещать до 40 т груза. На машинах такого типа марки КамАЗ можно перевозить до 30 т. Данные автомобили отличает экономный расход топлива, более доступные и дешевые запчасти по сравнению с импортными агрегатами, что крайне важно в период уборочной кампании, когда требуется как можно скорее устранить поломки с целью предотвращения денежных потерь. В результате законно и без вреда для дорог транспортировать груз объемом 55 куб. м и массой 30 т можно только с помощью автопоезда. В его состав входят бортовой автомобиль-зерновоз и трех- либо четырехосный прицеп, желательно на пневмоподвеске, которая обеспечивает всему транспортному средству плавный ход и позволяет перевозить на одну тонну груза больше, в отличие от рессорных аналогов. Для хорошей технической эксплуатации и улучшения обслуживания каждой модели автомобиля соответствует свой тип самосвальной бортовой платформы прицепа, которая агрегатируется с широкой линейкой автомобилей — Mercedes, Volvo, КамАЗ, МАЗ, Man, Scania, DAF и прочие. Для удобства управления современные модели прицепов-зерновозов, например у компании «Сеспель» и других, оборудуются специальной системой, которая выполняет охранные функции и обеспечивает легкий доступ к 18 отдельным пунктам управления прицепом, включая контроль над подвеской и тормозами. В этом случае все сведения выводятся на монитор, расположенный в кабине автомобиля.

3. Часто используемые на российском рынке модели автопоездов.png

Безусловно, обозначенные модели и производители представляют далеко не весь перечень существующей на рынке техники для перевозки зерна, и ежегодно новые компании демонстрируют современные агрегаты и решения. Поэтому при правильном расчете и маркетинге аграрий может подобрать зерновоз, который позволит сократить время и минимизировать затраты на перевозку зерна или семян и даже получить дополнительный заработок.

Популярные статьи