9 октября 2020

Эффективное боронование — обзор зубовых борон

Эффективное боронование — обзор зубовых борон

Текст: Д. А. Петухов, канд. техн. наук, зам. директора по научной работе; С. А. Свиридова, зав. лабораторией, Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» (КубНИИТиМ)

Сегодня использование зубовых борон при поверхностной обработке почвы остается одним из самых доступных и эффективных способов борьбы с сорняками. Помимо данной функции, основное предназначение таких машин заключается в рыхлении верхнего слоя почвы, разрушении верхней корки и крошении комков.

В числе главных преимуществ зубовых борон можно отметить хорошую приспосабливаемость к сложному рельефу участка, а также равномерное заглубление рабочих органов в почву. Спектр применения устройств достаточно широк: рыхление земли после вспашки, измельчение земляной корки весной после оттаивания участка и другие. Машины также позволяют осуществлять послепосевную и довсходовую обработку, создавать ровную поверхность на поле перед посевом.

В ДВУХ РЕЖИМАХ

Рабочими органами борон являются стальные зубья, которые по конструкции подразделяются на прямые, лапчатые, изогнутые и прочие. Они могут иметь различную форму — квадратную, прямоугольную, круглую и так далее, а их крепление к раме бывает неподвижным, шарнирным или при помощи специальной пружинной стойки. В связи с широким разнообразием исполнения таких орудий специалисты нескольких машиноиспытательных станций провели анализ и расчеты на основе результатов государственных испытаний четырех образцов зубовых борон отечественного производства от трех компаний, субсидируемых государством в рамках постановления Правительства РФ № 1432.

Одним из агрегатов стала борона прицепная зубовая гидрофицированная тяжелая БЗГТ-25, предназначенная для закрытия влаги, предпосевной обработки, уничтожения мелких сорняков, рыхления поверхности на глубину до 12 см в зависимости от плотности почвы и угла атаки зубьев. Машина подходит для до- и послевсходового боронования, разрушения, измельчения и распределения стерни, соломы и растительных остатков по полю, провокации сорняков и падалицы после сбора урожая в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения. Конструкция орудия состоит из сницы, секций с пружинными зубьями, центрального и боковых брусьев, причем крайние из них шарнирно соединены с ведущим при помощи крестовин. Сница в задней части также прикреплена к центральному брусу и опирается на почву колесами, а спереди имеет прицепное устройство. Боковые брусья в рабочем состоянии делают упор ходовыми колесами, закрепленными в торце, а в положении для перевозки — транспортными колесами. Длинные и передние растяжки связаны зацепами, что позволяет удерживать боковые брусья активными. Первые устройства и дуги постоянно скреплены друг с другом и отсоединяются автоматически от короткой растяжки при движении. При переходе в транспортный режим они поворачиваются назад относительно сницы вслед за крайними брусьями. Следует отметить, что на последних установлены семь секций, имеющих по 25 парных пружинных зубов, а на концах боковых — по два малых отдела с 15 парными зубьями. Для подъема секций и перевода бороны в транспортное положение в задней части сницы предусмотрены два гидроцилиндра.

ПРИЦЕПНАЯ СИСТЕМА

Вторым агрегатом стала гидрофицированная складывающаяся универсальная машина АГС-22-2У. Она была разработана для составления широкозахватного орудия, включающего в стандартной комплектации зубовые бороны БЗСС-1, устанавливаемые в два ряда. Они применяются для распределения и частичного измельчения сухой стерни, выравнивания поверхности поля, разрушения крупных комков почвы и поверхностной корки на глубине до шести сантиметров, уничтожения всходов сорняков, закрытия влаги, а также для заделки химикатов.

зубовая борона

Техника состоит из прицепного устройства, центрального и крайних брусьев, ферм, связанных поперечинами, для крепления борон, балок и кронштейнов. Боковые стержни шарнирно соединены с ведущим с помощью крестовин. Прицепной механизм в задней части вращательно прилегает к центральному брусу и опирается на почву колесами, а спереди имеет возможность присоединяться к трактору. Рабочие колеса боковых балок, при функционировании контактирующие с почвой, установлены в торце, а транспортные колеса действуют в соответствующем режиме. Две растяжки удерживают раму агрегата в развернутом прямолинейном положении. На боковых и центральном брусьях устанавливаются бороны, которые подвешиваются при помощи цепей. Для подъема рабочих органов и перевода устройства в транспортное положение в задней части прицепного механизма преду­смотрены два гидроцилиндра. Крайние брусья в режиме перемещения связываются страховочной цепью. В зависимости от плотности почвы и условий фермы с закрепленными на них боронами можно размещать на стержнях рамы в трех разных положениях. Регулировка осуществляется путем перестановки по высоте.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Борона зубовая гидрофицированная БЗГ-15 «Мечта» предназначена для закрытия влаги, уничтожения всходов сорняков, рыхления поверхности почвы на глубину до девяти сантиметров, до- и послевсходового боронования, равномерного распределения стерни и растительных остатков по полю. Главным несущим элементом является рама, состоящая из шарнирно соединенных центрального и боковых брусьев. В основной ее части преду­смотрена сница, на которой установлены гидроцилиндры для перевода машины из транспортного положения в рабочее и обратно. К брусьям крепятся 10 секций, где размещены пружинные спаренные зубья. Глубина обработки зависит от угла их наклона.

зубовая борона

Зубовая широкозахватная машина БЗШ-21×2 подходит для рыхления почвы, выравнивания поверхности поля, дробления комков, уничтожения всходов сорняков, а также боронования посевов зерновых и технических культур на повышенных скоростях и склонах, не превышающих 8º. Техника может применяться во всех почвенно-климатических зонах России, за исключением участков горного земледелия и угодий, засоренных камнями. Основными узлами орудия являются сница, брус, левое и правое крылья, бороны БЗСС-1,0У, гидросистема, кронштейны, штанги, растяжки, поворотная рамка, транспортные и опорные колеса.

ПОЛЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Показатели экономической оценки в ходе исследований определялись в соответствии с действующим межгосударственным стандартом ГОСТ 34393-2018 «Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки». Расчеты проводились с учетом агротехнического срока в 10 дней, при продолжительности функционирования в день — 10 ч, объема работы — 1000 га. Цена на тракторы была взята без учета НДС, на бороны — также без НДС, включая скидку в 15%.

зубовая борона

Модель БЗГТ-25 была испытана в агрегате с трактором Versatile 435 на операции поверхностной обработки стерневого поля в зоне действия ФГБУ «Алтайская МИС». Трудоемкость механизированных операций составила 0,04 чел.-ч/га. Для осуществления работ на площади 1000 га были необходимы один МТА и один механизатор. Потребность в топливе составила 0,7 т, в капитальных вложениях — 13,8 млн рублей. Удельные эксплуатационные затраты денежных средств достигли 341 руб/га. Зубовая борона БЗГ-15 «Мечта» испытывалась в агрегате с трактором МТЗ-1221.2 при выполнении довсходового боронования почвы в зоне действия ФГБУ «Поволжская МИС». Трудоемкость механизированных работ равнялась 0,09 чел.-ч/га. На 1000 га было задействовано по одному МТА и механизатору, и было затрачено 1,14 т топлива. Потребность в капитальных вложениях составила 2,4 млн рублей, а удельные эксплуатационные расходы равнялись 281 руб/га. Универсальный агрегат Veles АГС-22-2У проходил испытания с трактором К-700А на операции по боронованию посевов пшеницы на территории функционирования ФГБУ «Сибирская МИС». Трудоемкость составила 0,07 чел.-ч/га. Для обработки 1000 га были необходимы один МТА и один механизатор. Потребность в топливе на 1000 га достигла 1,71 т, в капитальных вложениях — 3,4 млн рублей. Удельные эксплуатационные денежные затраты равнялись 497 руб/га. Широкозахватная борона БЗШ-21×2 функционировала в агрегате с трактором К-701 при бороновании почвы после пахоты целины в зоне действия ФБГУ «Центрально-Черноземная МИС». Трудоемкость механизированных процедур находилась на уровне 0,12 чел.-ч/га. Для прохода по 1000 га территории были задействованы по два МТА и механизатора. Потребность в горючем на данную площадь составила 0,76 т, в капитальных вложениях в необходимое количество техники — 7,4 млн рублей. Удельные эксплуатационные затраты денежных средств достигли 471 руб/га.

По заключениям машиноиспытательных станций, все исследованные агрегаты зубовых борон обеспечивали соответствующие уровни производственных параметров и удовлетворительные показатели качества выполнения технологического процесса. Таким образом, при обновлении машинно-тракторного парка сельхозпроизводители вполне могут ориентироваться на приобретение современных моделей от отечественных компаний, реализующих продукцию по программе субсидирования.

Популярные статьи