3 Декабря 2018

Орудия вспашки

Орудия вспашки

Текст: Ю. Белопухова, агроном, канд. биол. наук

Во многих регионах нашей страны основным способом обработки грунта до сих пор остается вспашка плугом. Она позволяет быстрее и в большем объеме восстановить агрофизические свойства почвы, а также в меньшем количестве применять пестициды. Для более качественного проведения данной операции следует выбирать подходящую сельхозтехнику.

Известно, что для возделывания большинства сельскохозяйственных культур почва должна иметь плотность в пределах одного грамма на кубический сантиметр. В случае ее переуплотнения до 1,35 г/куб. см урожайность снижается на треть. При этом безотвальная обработка грунта ведет к накоплению гумуса в ограниченном тонком слое почвы. Поэтому для равномерной заделки удобрений и мелиорантов, увеличения мощности и плодородия пахотного горизонта даже при доминировании минимальной обработки необходимо раз в пять лет проводить вспашку отвальным плугом.

ВНИМАНИЕ К ГЛАВНОМУ

Одним из основных элементов этих агрегатов является корпус. Он подрезает, оборачивает и рыхлит корнеобитаемый слой, заделывает растительные остатки на глубину, благодаря чему восстанавливаются скважность, пористость, воздухообмен, структура и емкость поглощения влаги грунтом. Помимо этого, он обеспечивает качественную заделку сорняков и вредителей. Корпуса плугов могут иметь ширину захвата 25–35, 35–40, 40–45, 45–55 см и более, цилиндроидальную, винтовую или полувинтовую рабочую поверхность, дополняться углоснимом и почвоуглубителем. Конструкции с первым типом поверхности интенсивно крошат, но плохо оборачивают пласт, особенно на тяжелых почвах, со вторым — хуже измельчают и перемешивают почву, но отлично ее переворачивают. Полный оборот слоя дают винтовые корпуса, однако они не производят крошения, поэтому их применяют для вспашки задерненных почв. Нередко плуги комплектуются ромбическими винтовыми либо полувинтовыми конструкциями Losange с выпуклым криволинейным полевым обрезом, наполовину увеличивающим поперечное сечение борозды. Такие отвалы снижают буксование колес, трение агрегата о почву на 20–25%, расход топлива на 15%, а также повышают скорость работы и производительность на 10%. Для увеличения износостойкости элементы корпуса можно усиливать посредством изготовления грудины из прочной стали, использования специальной наплавки, покрытия полимерными материалами для снижения трения отвала и улучшения скольжения пласта.

На твердых почвах обычно применяются полосовые, или перьевые, отвалы, как, к примеру, на технике Lemken, Rabeverk, Massey Ferguson, Overum и других. Их крылья состоят из отдельных пластин, уменьшающих залипание грунта и тяговое сопротивление корпуса, и нередко сочетаются с лемехами с выдвижным долотом или цельными долотообразными. На среднесуглинистых и легких почвах применяются трапециевидные лемеха с углоснимами, которые срезают и сбрасывают на дно борозды верхний слой почвы со стерней и впоследствии закрывают его пластом грунта.

ПРОЧНОСТЬ И ЗАЩИТА

Стоимость плуга, его масса и, соответственно, требуемая мощность трактора, с которым он может агрегатироваться, зависят от металлоемкости и профиля рамы. Для легкой почвы не требуется мощная конструкция, однако для вспашки залежи или обработки тяжелого грунта необходима надежная рама из усиленного профиля, например с параметрами 140×140×14 см, иначе она может разорваться или погнуться. При этом высокие плуги обычно меньше забиваются растительными остатками, но на короткой стерне можно использовать агрегаты с низкой рамой.

Значимую роль в работе этой техники играет система ее защиты. Для легких почв подойдет оборудование с болтовой системой — при наезде на камень болт срезается, а на его замену требуется всего 10 минут. Однако на тяжелых и каменистых почвах такие плуги будут в основном простаивать, а не пахать, поэтому для подобных условий следует выбирать агрегаты с рессорами либо с гидравлической защитой. При столкновении с препятствием она обеспечивает отклонение корпуса и обход преграды, возвращая затем конструкцию в исходное положение. Плуг с механической настройкой и срезной системой стоит дешевле, но вспашка техникой с гидравлической регулировкой параметров меньше зависит от квалификации пахаря.

ПОДОБРАТЬ ШИРИНУ

Для пахоты на глубину до 35 см под зерновые и технические культуры на не засоренных камнями полях, имеющих твердость почвы до 40 кг/кв. см и ее влажность до 30%, обычно применяется классическая загонная отвальная вспашка двух-, трех- и многокорпусными лемешными плугами общего назначения. Они маркируются буквами ПН, ПЛН (навесные) и ПЛП (полунавесные) с указанием цифрами количества корпусов и ширины захвата рабочего органа в сантиметрах — ПН-4-35, ПЛН-5-35, ПЛП-6-35 и тому подобное. Данные показатели определяют общую ширину захвата агрегата, то есть чем большее число секций установлено на нем, тем более обширную площадь он сможет обработать и тем скорее окупится. Однако для многокорпусных орудий требуются мощные тракторы. Кроме того, предприятиям со сложным рельефом и геометрией полей более выгодно покупать плуги с регулируемым числом корпусов и их шириной, сменяемыми отвалами и другими элементами рабочего органа. Такая техника дает возможность выбрать оптимальный скоростной режим пахоты в зависимости от почвенно-климатических условий, рационально нагрузить двигатель трактора и снизить расход топлива. Экономия также будет наблюдаться при покупке агрегатов, у которых изнашиваемые части, к примеру долота, лемеха, отвалы, полевые доски и другие, имеющие разный ресурс службы, обновляются независимо друг от друга.

gb-pl-spml9-transport02_opt.png

При классической вспашке чаще всего используется загонная схема, при которой поля обрабатываются вразвал и всвал. Для этого они делятся на зоны прямоугольной формы, размер которых должен быть кратным ширине захвата агрегата, иначе останутся невспаханные участки, и их придется возделывать отдельно, то есть тратить больше времени и топлива. Наименьшее количество свальных и развальных гребней при отвальной плужной вспашке получается при чередовании загонов и петлевого способа движения техники. Ширина поворотной полосы также должна соответствовать размеру захвата плуга. Кроме того, при выборе этого агрегата нужно учесть, что многокорпусные прицепные орудия дают более гладкую и равномерную вспашку, чем легкие навесные, но последним не требуется большой радиус разворота. Однако в транспортном положении они могут опрокинуть небольшой трактор. У полунавесных машин меньше удельное сопротивление, чем у навесных, но шире полоса разворота. Устойчивость хода прицепных плугов, в том числе садовых, ярусных и кустарниково-болотных, и высокое качество вспашки в тяжелых условиях обуславливает наличие в конструкции трех колес и прицепа.

БЕСПРОИГРЫШНАЯ КЛАССИКА

На российском рынке представлена широкая линейка классических навесных плугов — турецкие Unlu Е-216, Е-316, Е-416, Е-516 с амортизационной рамой и сменными по мере износа независимо друг от друга винтовым отвалом, долотом, лемехом и другими частями корпуса, российские ПНВ-6-35, ПНВ-5-35, ПНВ-3-35 и другие с углоснимами либо предплужником. Также аграриям доступен большой выбор польских орудий — Wirax 2-25 и Wirax 3-30, имеющие производительность до 0,3 га/час, оснащенные опорным колесом и подвижным механизмом для установки нужной ширины захвата, угла атаки, глубины вспашки и положения относительно трактора, Bomet 2-25, Bomet 3-25 и Bomet 4-25 с шириной захвата 60, 75 и 100 см соответственно, Bomet 5-25, для работы с которым требуется агрегат мощностью от 100 л. с., а также орудия марки Unia, предназначенные для мелкоконтурных полей.

Отклики пользователей свидетельствуют о том, что на связных почвах у польской техники нередко рвется рама, поэтому надежней в таких условиях использовать российские плуги — ПН-3-25, являющийся аналогом плуга Bomet для тракторов мощностью от 19 л. с., с высокой стойкой, винтовым механизмом регулировки угла атаки, ширины захвата первого корпуса и глубины работы, ПН-3-35, ПН-4-35, ПН-5-35, П-8-40, подходящие для машин 1 и 4, 3 и 5 классов соответственно. Также можно применять орудие Л-107, имеющее кривошипный механизм в трехточечном сцепном устройстве для регулировки нажима полевой доски на стенку борозды, пропашной универсальный агрегат ППН-8У с шириной захвата 4,6 м, способный агрегатироваться с тракторами К-701 и К-744, работать со скоростью до 12 км/ч, заделывать на 95% стерню и крошить пласт на 75–85%, бороздной плуг ПБЛ 3-35 с углоснимами, востребованный у многих аграриев благодаря своей высокой рабочей скорости и отсутствию простоев из-за забивания орудия стерней, а также ПБС-4 с шириной захвата 2,4 м и регулируемой высотой стойки, подходящий для МТЗ 1221, ДТ-75М, Т-150К и К-3180. Хорошей репутацией у сельхозпроизводителей пользуются российские плуги Finist — ПЛН 3-35, ПЛН 4-35, ПЛН 5-35 для машин мощностью 155–180 л. с., ПЛН 6-35, ПЛН 6-40, ПНЛ 8-40, ПЛН 8-35 для тракторов на 240–300 л. с. Данные орудия способны проводить обработку на скорости около девяти километров в час, выдерживают без ремонта до 1500 га вспашки, имеют оборотное долото с двойным ресурсом и доступную цену.

БЫСТРЫМИ ТЕМПАМИ

Для скоростной обработки почвы подойдут отечественные плуги ПСКУ-5 и ПСКУ-9 с рамой из двутавра с двумя продольными ребрами жесткости, высокой толстой стойкой, с наплавкой усилителей на корпуса из борированной стали, двусторонними ножами и металлическими либо резиновыми колесами. При ширине захвата 5,3 м за рабочий день эти орудия способны обработать на глубину до 30 см порядка 45 га, причем экономия топлива при их использовании может достигать 10 л/га в сравнении с агрегатом ПЛН-8-40. При снятом отвале они могут применяться как глубокорыхлители либо плоскорезы. Плуг ПСКУ-4 пригоден для традиционной вспашки, обработки лесозащитных полос и сухой залежной земли. Благодаря замене полевой доски на противодействующий лемех, удерживающий технику в борозде, машина способна вспахать за восемь часов до 15 га в связке с МТЗ 1221, при этом расход топлива составит 15 л/га. За этот же период и в аналогичных условиях плуг ПСКУ-2, затратив 20 л/га горючего, обработает лишь 10 га. У этих моделей для лучшего оборота пласта и хорошей заделки стерни грудка была заменена на отбойник, а также были увеличены ширина отвала до 60 см и толщина стойки до 32 мм. В результате при повороте последний корпус орудия не выворачивает, а стойка не гнется. Кроме того, отвалы на этой технике являются съемными, что позволяет аграрию моделировать конструкцию для подготовки почвы под конкретную культуру, например, использовать меньше корпусов, установить отвал под кукурузу или подсолнечник, провести безотвальную вспашку, формируя мульчу, либо разрушить плужную подошву. У подобных плугов обработка почвы при скорости 10 км/ч получается слитной. Поскольку трактор не работает по борозде, отсутствует повышенная нагрузка на его правую сторону, расходуется меньше топлива и снижается утомляемость механизатора. Многие пользователи также отмечают, что данные плуги хорошо держат глубину, а расходные материалы для их функционирования вполне доступны. Однако некоторые аграрии предупреждают, что орудия ПСК-9+1 и ПБС 10 не годятся для засушливых регионов.

original_2aa21f1750975f_opt.png

Небольшой опрос механизаторов показал, что одним из наиболее востребованных и удобных для работы является комбинированный навесной скоростной плуг ПКС от ООО «ПФ Автотехпласт». Он отличается усиленной рамой, полевой доской, которая гасит давление почвы на лемех и отвал, удерживая тем самым агрегат в борозде, широким захватом рабочего органа — до 60 см, что обуславливает высокую производительность, экономию топлива на 30% по сравнению с аналогами и хорошую рабочую скорость — до 10 км/час.

ВЫЙТИ В ЛИДЕРЫ

Классические отвальные плуги хорошо обрабатывают почву. Однако даже при соблюдении стандарта гребнистости и заделки стерни после них на поле остаются валы, долго прогревающиеся и просыхающие весной, что мешает культивированию поля и задерживает посев. Лучшие условия для сеялок, комбайнов и тракторов создает гладкая, или слитная, вспашка, для которой были разработаны оборотные плуги. В них применяется челночный метод обработки почвы при помощи специального устройства: при движении в одну сторону первые лемехи подрезают и отворачивают пласт земли вправо, при обратном направлении другие перемещают его влево, поэтому отвалы не образуются. Такой метод оказывается рентабельнее традиционного в 1,5 раза за счет экономии времени, ГСМ и отсутствия холостых перегонов, поскольку технику не нужно разворачивать в конце борозды.

До недавнего времени в этой категории лидировали и конкурировали в основном два крупных производителя — Kverneland и Lemken. У первой компании большой популярностью пользовались модели Kverneland 5×14, PG100, EM 100-200 и DХL 100, а у второй — навесные и полунавесные оборотные плуги VariOpal 120, Vario Width 8, Transanit 8, Diamant 7+1 L120 5, Vario Diamant 9-5N-100, а также пригодные для обработки большой площади Diamant 11 и Diamant 12, рассчитанные на 9 и 10 корпусов соответственно. Данные машины являются производительными, поскольку за счет имеющейся ширины захвата могут обрабатывать за день до 25 га при скорости восемь километров в час, надежными благодаря крепкой раме, корпусу DuraMaxх из закаленной мелкозернистой стали, специальной системе защиты от камней, у которой рабочий орган при соприкосновении с препятствием отклоняется на 38 см вверх и на 20 см в сторону. Помимо этого, они хорошо себя показывают даже при вспашке залежных земель, отличаются экономичностью, поскольку усилитель тяги переносит часть веса плуга на заднюю ось трактора, тем самым снижая пробуксовку, изнашивание колес и расход топлива, а также комфортностью для работы механизатора. При этом большинство плугов Lemken имеет автоматическую гибкую систему подбора ширины захвата от 35 до 50 см, что важно при вспашке углов, клинов, поворотной полосы, опашке поля и препятствий.

НОВЫЕ ИГРОКИ

По мнению разных экспертов, сегодня по соотношению «цена — качество — функциональность» серьезную конкуренцию продукции одним из сильнейших компаний могут составить итальянские одноколесные плуги Nardi — NX 202E с плавающей головкой и параллелограммным смещением для работ в колее, Ergon и Atlas для колесных и гусеничных тракторов мощностью 280–400 л. с. соответственно, гидравлический семикорпусной агрегат Ergon-FE-7T-ENS7 (6+1) для пахоты в борозде и вне ее либо с фиксированным режимом. Данные маневренные орудия снабжены полувинтовыми или цилиндроидальными корпусами со специальным твердым вольфрамовым покрытием долота и лемеха, защитой от налипания почвы и перегруза, предплужниками, четырехступенчатой сменой ширины захвата и амортизаторами стоек. Они способны быстро разворачиваться на узкой полосе и хорошо запахивать кромки поля, имеют надежный оборотный механизм, болтовую срезную либо гидравлическую систему безопасности Non Stop.

Overum DX (0)_pp_opt.png

У российских сельхозпроизводителей также пользуются устойчивым спросом плуги Pöttinger Servo 35 S Plus и Steeno 5 ZBC. Последний предназначен для работы в особо тяжелых условиях, оснащен корпусами, втулками и болтами из высококачественной термически закаленной стали и отличается удобной простой регулировкой и фиксированной шириной захвата. Пробиваются на отечественный рынок оборотные плуги турецкого производства Tor и Grand Tor в трех комплектациях — для легких, обычных и тяжелых почв, причем они подходят для любых тракторов с евронавеской и гидропозиционной системой.

РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРА

Отечественные оборотные плуги дешевле импортных, но по качеству и функциональности почти им не уступают. Более того, их можно приобрести по программе государственной поддержки. К тому же, на многих российских агрегатах используются корпуса фирмы Kverneland. Например, навесные модели плуга РО, агрегатируемые с тракторами мощностью от 70 до 140 л. с., имеют простую схему регулировки, болтовую систему защиты, опорное резиновое колесо для установки уровня заглубления корпуса, высокий просвет под рамой, изменяемый рабочий захват, сменные секции разной ширины, короткую и мощную раму. Хорошее крошение пласта с долей частиц размером до пяти сантиметров не ниже 75%, гребнистостью также не более пяти сантиметров и заделку стерни на 90% обеспечивают российские плуги с гидравлической системой от ЗАО «Рубцовский завод запасных частей» — Peresvet ПОН 4, Peresvet ППО 5/7-35 и Peresvet ППО-8-35, агрегатируемые с тракторами мощностью 300–420 л. с.

В последние годы востребованными становятся гибридные оборотные плуги, сочетающие навесную и полунавесную системы, поэтому способные работать с машинами меньшей мощности. Орудия Tansanit от компании Lemken имеют 6–7 корпусов, гидравлическую защиту от перегрузки, возможность установки опорного колеса на заданную глубину, электронную регулировку разворота агрегата и наклона секций, которую можно осуществлять непосредственно из кабины трактора. Перенос веса на его заднюю ось позволяет перевозить технику по дорогам общего пользования, а также пахать на склонах и каменистых почвах, при этом корпуса при столкновении с препятствием могут одновременно отклоняться вверх и в сторону. При выборе оборотного плуга сельхозпроизводителям следует учитывать, что для тракторов без гидропозиционной системы требуется установка переднего опорного колеса, чтобы первые корпуса не заглублялись, а при отсутствии навески нужен переходник. Если его высота не отвечает соответствующему показателю плуга, следует использовать дополнительные гидроцилиндры, позволяющие увеличить расстояние от верхней точки навески до земли.

РАБОТА БЕЗ КАМНЕЙ

Для слабокаменистых почв подойдут различные плуги — ПГП-3-35-3 с системой пневмогидравлической защиты, ПЛП-7-35 с усиленными полувинтовыми корпусами, многозвенной навеской и пружинными предохранителями секций, улучающими копирование рельефа, Digger-5 и ПКМП-4-40Р с шириной захвата 1,6–1,8 м и скоростью работы 7–8 км/ч. Гладкую обработку слабокаменистых почв с удельным сопротивлением до 0,09 МПа можно проводить оборотным плугом ППО-4+1-40К с полувинтовыми право- и левооборачивающими корпусами от фирмы Kverneland, фиксированной или изменяемой шириной захвата и рессорной защитой, агрегатами Unia IBIS XM и Unia VIS, предназначенными для безотвальной и глубокой вспашки любых типов почвы соответственно, а также орудием VIS LS 4+, оснащенным корпусами ZX с углоснимом, ступенчатой регулировкой ширины захвата, рессорной защитой корпусов, широким опорным колесом и механической регулировкой установки первой борозды.

СПЛОШНЫМ ФРОНТОМ

Оборотные плуги обычно имеют хорошую защиту корпусов, отличаются эргономичностью и высоким качеством обработки почвы. Однако подобная техника является достаточно дорогой — порядка 10–15 тыс. евро, а также требует для агрегатирования мощные тракторы. Промежуточное положение между оборотными и классическими плугами занимают фронтальные агрегаты, с помощью которых можно проводить гладкую вспашку с оборотом слоя на 180º и укладкой пластов в собственные борозды, причем даже на связных задернелых почвах. Например, навесное орудие ПБФ-6,3 оснащено двумя основными направленными навстречу друг другу право- и левооборачивающими корпусами, состоящими из стойки, лемеха и винтового отвала, заплужника, центрального и двух боковых дисковых ножей, которые смонтированы на раме по отдельности. Плуг способен агрегатироваться с тракторами К-9000, К-744Р3, МТЗ-3522, работать со скоростью до 10 км/ч и вспахивать до 5,5 га, тратя на эту операцию 9–15 л/га. При этом он измельчает почву на 90% и сохраняет около 30% стерни.

Таким образом, сегодня российским аграриям доступен широкий спектр плугов различного вида и назначения как отечественного, так и зарубежного производства. При выборе такого агрегата следует учитывать множество аспектов. Основной из них — тип обрабатываемых почв, от которого зависят главные конструктивные особенности орудия — разновидности корпусов, металлоемкость и профиль рамы, а также система защиты. В любом случае каждый сельхозпроизводитель среди множества моделей сможет подобрать плуг для достижения поставленных целей.

plug-do-orki_U061_z_zab_opt.png

Популярные статьи