31 января 2019

Облачные сервисы

Облачные сервисы

Текст: А. Герасимов, директор департамента ИТ и облачных услуг, J’son & Partners Consulting

Уже сейчас подобные платформы оказывают заметное трансформационное влияние как на сферу информационных технологий, так и на различные производственные отрасли, в том числе сельское хозяйство. Такие решения позволяют не только оптимизировать существующие аграрные процессы, но и в перспективе полностью перестроить всю цепочку создания добавленной стоимости сельхозпродукции.

По определению американской ассоциации AgGateway, цифровое сельское хозяйство представляет собой выпуск аграрной продукции с использованием более автономных, то есть фактически без непосредственного участия человека, производственных и бизнес-процессов, имеющих свойство адаптивности. Помимо этого, оно основывается на использовании математических моделей, описывающих взаимосвязи метрик всех операций, с преимущественно прямым получением первичных данных непосредственно в местах их возникновения от устройств и датчиков IoT, что позволяет достичь высокого качества этих сведений по актуальности, релевантности, точности и полноте. То есть основой цифрового сельского хозяйства являются математические модели сквозных процессов производства и сбыта сельхозпродукции, позволяющие их оптимизировать по параметрам прибыльности, устойчивости бизнеса и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Массовое использование цифровых технологий и интернета вещей — Internet of Things, или IoT, в аграрном бизнесе только начинается. Даже в США, характеризующихся наиболее продвинутым региональным рынком, облачные платформы и сервисы стали широко применяться лишь в последние 2–3 года, поэтому сегодня сложно оценить экономический эффект от подобной трансформации сельского хозяйства. Тем не менее даже на начальном этапе перехода к цифровому агросектору, отличающемуся лишь более развитой и детализированной информационной поддержкой принятия решений, доказанные на практике преимущества заключаются в десятках процентов повышения урожайности и снижении удельных затрат на производство единицы продукции. В сочетании с приемлемой для большинства малых фермерских хозяйств стоимостью использования таких технологий, равной в США четырем долларам за акр, то есть за 0,4 га, при богатом выборе бесплатных подписок, очевидная экономическая выгода означает, что уровень проникновения облачных ресурсов будет быстро расти. Предполагается, что уже в ближайшие годы они станут обязательным элементом успешной предпринимательской деятельности в АПК.

Реализация сквозной цифровизации всего процесса создания добавленной стоимости сельхозпродукции по схеме «от поля до конечного потребителя» может привести к кратному снижению удельных расходов на ее производство и сбыт, кардинально трансформировать облик аграрной отрасли и смежных с ней направлений. Этому будет способствовать появление принципиально новых бизнес-моделей, к примеру, облачных способов использования не только средств автоматизации, но и инструментов механизации, производства продуктов питания в соответствии с требованиями конкретного конечного потребителя со сквозной прослеживаемостью его свойств, более современных подходов к селекции семян и так далее.

МИРОВОЙ УРОВЕНЬ

По оценкам экспертов, в 2017 году глобальный рынок облачных сервисов в денежном выражении составил 815 млн долларов. В этот объем входили только платежи за использование площадок цифрового сельского хозяйства, в то время как затраты сельхозпроизводителей на сопутствующие услуги и оборудование не были включены в данную оценку. При этом основным сегментом рассматриваемого рынка по-прежнему выступают облачные транзакционно-аналитические платформы и приложения для растениеводства, а также универсальные сервисы, формирующие более двух третей общего потребления.

1. Развитие экосистемы облачных IoT-платформ и приложений для сельского хозяйства.png

Сегодня в направлении реализации цифровых технологий ключевым региональным рынком является Северная Америка — США и Канада, а наибольшим потенциалом роста обладают Юго-Восточная Азия и Океания — Китай, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Объем потребления облачных приложений и сервисов для сельского хозяйства в России в прошлом году составлял лишь около двух миллионов долларов. Более того, в ближайшем будущем перспективы быстрого развития данной сферы в нашей стране выглядят маловероятными ввиду мощных сдерживающих факторов. Их наличие однозначно свидетельствует о необходимости фокусирования на глобальный рынок любого отечественного разработчика программ для цифрового АПК.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ

Сегодня на мировом рынке активно формируется масштабная экосистема облачных IoT-приложений и сервисов, каждое из которых выполняет свою роль и взаимодействует с другими. В частности, она включает базовые платформы для первичного накопления данных, к примеру, Monsanto FieldView, aWhere и тому подобные, которые отличают принцип сбора и анализа информации и отсутствие функционала автоматизации производственных и бизнес-процессов на сельхозпредприятиях. Помимо этого, в систему входят облачные транзакционные учетные приложения с функциями оценки и планирования, то есть так называемые Farm Management Systems, интегрированные с основными IoT-платформами. Они обогащают глобальную базу локальными сведениями учета операций на полях, результатами обследований участков и показателями датчиков на объектах управления, например значениями влажности и содержания азота в почве. Кроме того, появляются специализированные приложения, базирующиеся на сложных математических моделях и позволяющие проводить анализ планирования с выбором оптимального сценария. Представленные на рынке программы для сквозной прослеживаемости и контроля над цепочками поставок интегрируются с учетными и аналитическими сервисами для оценки объема производства и раннего контрактования с онлайн-корректировкой. На базе платформ для управления сельхозтехникой и предикативного ремонта реализуются сервисы совместного использования аграрных машин, за счет чего повышается уровень загрузки и их доступности для малых фермерских предприятий.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Вне зависимости от назначения облачные IoT-сервисы для сельского хозяйства обладают характерными особенностями, принципиально отличающими их от традиционных средств автоматизации. Так, подобные модели представляют собой функции приложений, что, в отличие от схемы продажи лицензий для установки программ на предприятиях, то есть on-premise, позволяет собирать и анализировать данные всех подключенных пользователей. Накапливаемая информация и способы ее оценки — основной актив любого разработчика, на который ориентируются стратегические инвесторы при определении стоимости проекта. Помимо этого, для облачных платформ характерна открытость, которая дает возможность осуществлять интенсивный двусторонний информационный обмен с внешними источниками данных и большим разнообразием систем. При этом обязательна API-интеграция с погодными сервисами, модулями хранения и обработки сведений дистанционного зондирования Земли, системами поставщиков и покупателей с реализацией сквозной прослеживаемости. Наличие не только ручного ввода данных в систему, но и автоматического, то есть с помощью подключенных сенсоров и исполнительных устройств, позволяет кардинально улучшать качество и оперативность работы облачных сервисов. Данные процессы осуществляются также за счет API-интеграции с датчиками и контроллерами сторонних производителей или, что обычно наблюдается реже, с собственными преинтегрированными с платформой сенсорами. Кроме того, связь возможна с помощью специализированных площадок, собирающих информацию.

В части обработки данных отличительной чертой облачных сервисов является внедрение математических моделей с использованием технологий машинного обу­чения. Такие методы позволяют корректно интерпретировать собираемые сведения, строить прогнозы с высокими точностью и степенью детализации. При этом возможен анализ подходящего сценария не только по производственным параметрам, но и по финансовым критериям верхнего уровня, то есть выручке, маржинальности и так далее, в разрезе конкретных полей и культур с учетом вероятности. Помимо этого, сейчас отмечаются первые попытки автоматизировать не только этапы планирования, учета и контроля, то есть функции информационной поддержки действий людей, но и исполнения запланированных действий. Таким способом замыкается контур управления, которое становится полностью автоматическим и адаптивным. Сегодня облик любого разрабатываемого сервиса для цифрового сельского хозяйства должен отвечать перечисленным требованиям.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Как уже отмечалось, развитие цифровых технологий для АПК, их разработка и применение в нашей стране осуществляются недостаточно быстрыми темпами, что обусловлено некоторыми препятствиями. В частности, выраженный недостаток накопленных за длительный исторический период качественных агрономических данных не позволяет производить сценарный анализ и создавать адекватные модели при использовании только отечественной базы. Кроме того, в России крайне мало подключенной техники и практически отсутствуют сенсоры на полях, передающие информацию в облачные сервисы. Присутствие глобальных провайдеров приложений ограничено, что обусловливает дефицит экосистем российских разработчиков вокруг таких сервисов. Также наблюдается недостаток средств механизации в аграрных предприятиях, особенно в средних и малых, то есть отсутствует инструментарий, позволяющий исполнить выработанные рекомендации и планы. В компаниях практически нет традиционных on-premise-средств автоматизации коммерческих и производственных процессов, а имеются только системы бухгалтерского учета. Как следствие отмечается недостаток культуры управления бизнесом с использованием накопленных учетных сведений по операциям в полях, что не дает возможности сопоставить данные зондирования Земли с действиями на участках. Помимо этого, для отрасли характерна информационная закрытость сельхозпредприятий, недоверие к внешнему окружению и агрессивная позиция некоторых крупных АПК по поглощению средних и мелких хозяйств, что также не способствуют развитию цифровых технологий. Дополнительной проблемой выступают крайне ограниченные финансовые возможности российских аграриев.

ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ

Сквозная цифровизация позволяет кардинально перестроить процесс создания и сбыта продукции, дает возможность кратно снизить розничные цены на продукты питания, а также повысить маржинальность бизнеса сельхозпроизводителей и улучшить качество товаров. Однако недоступность для подавляющего большинства российских аграрных предприятий современных средств механизации и автоматизации является основной причиной низкой производительности труда и соответственно высокой себестоимости выпускаемой единицы продукции. Переход от продажи в собственность сельхозтехники к модели оплаты их функций по фактическому объему или даже результатам потребления является основой цифровой трансформации. Данный подход решает проблему доступности оборудования, а следовательно — повышения производительности труда. Поскольку оте­чественные предприятия начинают с очень низкого уровня данного показателя, то его увеличение в этом случае может достигнуть 3–5 раз. Кроме того, цифровизация за счет сквозного характера позволяет информационно связать потребности конечного покупателя и возможности производителя, исключив, таким образом, множество ненужных посредников, на которых сейчас приходится до 80% розничной цены продукта. Вместе эти два фактора могут гарантировать повышение объема потребления сельхозпродукции в России в денежном выражении в 1,5 раза, то есть эффект от увеличения его размеров перекроет снижение розничных цен. При этом значительно возрастет маржинальность бизнеса, а риски уменьшатся. Кроме того, реализация подобных решений будет способствовать расширению парка тракторов и комбайнов на 300 тыс. единиц в каждом случае, а также росту расхода удобрений в девять раз. В теории игр такая схема называется моделью win-win, когда выигрывают все участники процесса цифровизации, включая обычного покупателя.

БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Таким образом, сегодня для российских разработчиков пока остаются открытыми возможности стать частью новой формирующейся глобальной экосистемы. При этом изначально любую программу в сфере цифровых технологий необходимо позиционировать именно как часть общей структуры, а не в качестве локального аналога какой-либо существующей платформы или сервиса. Кроме того, отечественным производителям и государственным органам управления следует понимать, что цифровизация является не вспомогательным процессом информатизации аграрной отрасли, а имеет определяющее значение для развития сельского хозяйства в нашей стране. Сейчас потребление подавляющего большинства продуктов питания в России находится на уровне, значительно меньшем медицинской нормы. Однако потенциал оптимизации производства, сбыта и как следствие перспективы снижения себестоимости и розничных цен на продовольствие велики, а реализация современных подходов в их формировании позволит существенно увеличить объемы потребления сельхозпродукции даже в условиях сокращения реальных доходов населения. Подобные перспективы не наблюдаются на североамериканском и западноевропейском развитых рынках, но присутствуют в ряде стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и России.

Популярные статьи